Повышение пенсионного возраста
14 июня 2018 года в России стартовал Чемпионат Мира по футболу. Знаковое событие, событие со знаком «плюс». В этот же день премьер-министр Медведев Д.А. объявил о необходимости повышения пенсионного возраста. Было сказано, что в стране сложились все предпосылки для поэтапного повышения пенсионного возраста:
- для женщин с нынешних 55 лет до 63 лет, в период с 2019 года по 2034 год,
- для мужчин с нынешних 60 лет до 65 лет, в период с 2019 года по 2028 год.
Реакция на это заявление премьер-министра не утихла до сих пор, мнения высказываются самые разные, в средствах массовой информации выступают как сторонники, так и противники такого шага.
Попробуем разобраться с ключевыми моментами и сформулировать вопросы, ответы на которые пока не получены.
Сторонники необходимости повышения пенсионного возраста утверждают, что средняя продолжительность жизни России увеличилась и превышает 70 лет. В этом утверждении кроется первая неточность. Этот показатель называется «средняя ожидаемая продолжительность жизни» и рассчитывается он для новорожденных детей. С учетом того, что детская смертность в России упала, средняя ожидаемая продолжительность жизни действительно увеличилась. Но к повышению пенсионного возраста она имеет опосредованное отношение. Продолжительность жизни тех, о ком в своем выступлении говорил премьер-министр, зависит, прежде всего, от качества и доступности медицинских услуг, а это, как всем понятно, весьма проблемная сфера. Причем острее всего вопрос стоит именно в небольших городах и населенных пунктах. Соответственно, оправданны опасения тех, кто боится до пенсии не дожить или же быть пенсионером в течение очень непродолжительного времени.
Логика принятия решения Правительством РФ проста и понятна – сейчас основная часть трудоспособного населения, которая будет наполнять Пенсионный фонд в 2019-2034 году, это дети 90-х годов, того периода в жизни нашей страны, когда рождаемость была крайне низкой. При этом на пенсию в это время будут выходить дети достаточно благополучных с точки зрения рождаемости 60-х и 70-х годов прошлого века. Соответственно, возникает дисбаланс – количество тех, кто начинает работать и наполняет Пенсионный фонд, меньше, чем количество тех, кто выходит на пенсию и пользуется накоплениями Пенсионного фонда. Для решения этого вопроса необходим комплексный подход, а не одно лишь увеличение пенсионного возраста. Необходимо на законодательном уровне искоренить «возрастную» дискриминацию, когда большинство работодателей предпочитает брать на работу сотрудников не старше 40 лет; создавать новые рабочие места в регионах, чтобы избежать трудовой «миграции» в густонаселенные и развитые агломерации; разработать привлекательные условия для легализации «самозанятого» населения,
Необходимо не забывать и о следующем – в нашем государстве огромное количество тех, кто в целом может выйти на пенсию по выслуге лет. Это сотрудники органов внутренних дел и прокуратуры, военнослужащие, сотрудники МЧС. Для этих категорий наших сограждан пенсионный возраст в целом ниже, чем для остального трудоспособного населения. Говоря о необходимости повышения пенсионного возраста, Правительство РФ должно реформировать и систему пенсионного обеспечения вышеназванных категорий граждан. Не стОит забывать и о необоснованно крупных пенсиях чиновничьего аппарата, что в условиях серьезного социального расслоения в России выглядит насмешкой над большей частью пенсионеров.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что комплексными мерами проблему дефицита Пенсионного фонда и увеличения сумм текущих пенсионных выплат можно решить, повышая пенсионный возраст гораздо более плавно и до меньших величин.
Назад